четверг, 18 мая 2017 г.

Людмила Улицкая "Девочки"


Книгу посоветовала мне прочитать кажется Юля.  Раньше не встречала её, как-то не попадалась на глаза.
Оказалось - это сборник рассказов. Небольшая такая книга, буквально на два захода "перед сном"
Минус - не хватило. Не начиталась. Хотя, может и плюс в этом.
Потому что грустно было читать эти рассказы.
Почему грустно - не скажу вот так вразу.
 Может, потому что время то, затронутое здесь, было таким. Грустным. И тяжелым.
Может, потому что рассказы о том, какие настояще-невинные и жестокие  могут быть  дети.
Может, потому что слишком много физиологии, которая ранит...
Но всё это создаёт ту атмосферу, которая задумала автор. И даже безрукой женщине здесь место. С её сумкой на шее.
Много пионеров, грязные коммуналки, нищенство и единицы из другого мира в этой каше - это уже привычный сюжет. Людмила Евгеньевна здорово так выворачивает всё вокруг  наизнанку. встряхивает и дает нам полюбоваться этой кашей. И смотришь вот со строны как бы, понимаешь, сам ведь жил в этой каше!!! Слеп ли был? Или было привычно так жить?... Или просто манипулирует тобой автор?
В целом - спасибо Юле. это было проникновенно.
Советовать - боюсь. Неоднозначно.

8 комментариев:

  1. Галя,

    Тяжело советовать неоднозначные книги.
    Но думаю, что поклонники Улицкой тебя поддержат.

    Спасибо тебе за очередную рецензию. Хорошего дня!

    ОтветитьУдалить
  2. Галь, я читала эту книгу лет 10 назад, но ощущения были точно такие же, как и ты описала. Но с другой стороны, это ж была наша жизнь, но я вообще нежно люблю книги Улицкой, даже при их неоднозначности.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена. вот ты права - это была наша жизнь. И она была ТАКОЙ, так что стыдится тут нечего. Даже горжусь в чём-то))

      Удалить
  3. Галя, вся наша жизнь неоднозначна, читала давно девочек, а тут в сборнике перечитала, такое тоже нужно читать, я считаю, Улицкую выбирают за ее видение жизни, иногда она и шокирующая, но всегда правдивая.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хадижа - спасибо. Именно её взгляд на то, что вокруг, мне нравится...

      Удалить
  4. Галя, не за что! Меня саму потрясает виденье ею деталей, мелочей. Вплоть до описания солнечного света в тот момент, когда герой появляется на крыльце и готов открыть дверь. И меня всегда ощущение, что это было со мной, что это я стояла в этом свете, что это мои мысли прочла эта женщина, которые я не готова была никому открыть...
    В общем я поддержу Хадижу, что такие книги нужно читать.
    Только недавно обсуждала с коллегой Светлану Алексеевич и вспомнила Виктора Астафьева "Прокляты и убиты". Я помню какой взрыв негодования вызвало во мне последнее произведение. Я не была готова к правде. Так и здесь. Хотя мне иногда, представлялось, что я читаю о моей бабушке взрослевшей в ту пору и это так перекликалось с ее воспоминаниями, вплоть до деталей одежды.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, ещё раз спасибо. Книгу с большим удовольствием прочитала, и, наверное, на днях ещё раз перечитаю))) Это у меня так иногда бывает, когда книги не хватило - я её второй раз перечитываю.
      Про Алексиевич - у меня есть знакомая, которая категорически вот всё ею написанное опрвергает и кричит что "ну не было такого!врёт она всё!" Мы с ней часто по этому поводу спорим)) И вот звонит она мне на днях и говорит "Умерла твоя Алексиевич!" Ну про моё расстройство говорить не буду. так как это оказалось простой уткой в СМИ - но удивило другое - человек, который ну ни в одно слово писательницы не верит тут же поверил в чью-то басню о её смерти, которую выпустило ТВ или СМИ. Подозреваю, что поэтому ничего такого, о чем в книгах пишет Светлана Александровна, она не признает. По телевизору-то не показывали!

      Удалить