вторник, 17 февраля 2015 г.

Михаил Булгаков "Белая гвардия"



Я бы назвала эту книгу "Репортаж с места происшествия". Не вижу здесь ничего от Булгакова, если только временами описания мистического чего-то. (Ну, вот, к примеру, Явдоха...  Ну девка-молочница, да и ладно... Ан нет! Как ведьма в глазах Василисы.... Или кони с бабами... У ворот Рая...)
Говорят, всё здесь максимально, документально точно. Ага. Я и говорю - репортаж.
Но суть репортажа правдива - плевать простым людям, кто у них гетьман! Спокойствия им и дать трудится, получать по трудам своим и не трястись над днём завтрашним...
Еще нравится, что нет политического заламывания ни в какую сторону... Это важно. И это то, чем сейчас так грешат... Некоторые. Писатели. И журналисты.
В юности смотрела экранизацию - как-то красочнее всё выглядело на экране. Или просто и деревья тогда были большими?...
В общем, в памяти освежила, прочитала, "галочку" поставила и обратно на полку запихнула. Не трогает меня это произведение.

18 комментариев:

  1. А я вот люблю это произведение, но скорее именно как историк. Это правда своего рода исторический источник по истории Гражданской войны. Мне очень близка эта тема, я всегда с сожалением констатирую и сожалею о том, какую империю мы потеряли, а развалить - это проще простого. Это хроника жизни одной семьи в условиях всеобщего хаоса. Очень страшно и очень сейчас актуально!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, сейчас это совсем по другому читается... Это точно.

      Удалить
  2. После школы его ни разу не перечитывала, хоть и очень люблю Булгакова. "Собачье сердце" и "Мастер и Маргарита" - это больше моё.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя - и я люблю... И "Мастер и Маргарита" вообще моя любимая в принципе!

      Удалить
    2. Моя тоже! :) Обычно раз в год перечитываю, а чтобы не было скучно - она у меня в разных изданиях. :)

      Удалить
    3. Я тоже почти ежегодно перечитываю!

      Удалить
  3. А я к своему стыду не читала Булгакова.
    "Собачье сердце" знаю только по фильму.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня - а "Мастер и Маргарита"?

      Удалить
    2. Начинала в юном возрасте, но пошло...
      Собираюсь с мыслями сейчас...может, на французском мне не так страшно будет? ;)
      Ведь "Войну и мир" я осилила на французском ;)

      Удалить
    3. Таня, респект, вот что называется погружение в язык, я только французов читаю, да и то не всех, открыла для себя Ромэна Гари и Француазу Бурдэн, нравится их читать в оригинале...

      Удалить
  4. Галя, не читала это произведение, моё знание Булгакова ограничивается тремя книгами "Мастером и Маргаритой", "Собачьим сердцем" и "Роковыми яйцами" из них " Собачье сердце" ближе всего.
    Кстати, мне Катя тоже Катишонок посоветовала, я то думала, что фраза " Нас осталась только я" заканчивает повествование, а нет... так что читаю сейчас "Свет в окне".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хадижа - я практически выросла на фильме по сюжету романа. И прочитать давно хотела. Ну вот - прочитала. Успокоилась)))
      "Свет в окне" еще не читала, но тоже в планах на этот год.

      Удалить
  5. Ты "Дни Турбиных" смотрела в юности? Я очень люблю этот фильм. В нем как-то дух времени, семейственности передан красиво, какой-то щемящей тоски по уходящему и рушащемуся... Книга совсем другая. Но это все же первоисточник. Я, когда в Киеве была, очень хотела в той самой квартире побывать на Алексеевском спуске, к тем самым исписанным голландским изразцам прикоснуться... Теперь уж и не получится, наверное.
    "Белой акации гроздья душистые ночь напролет нас сводили с ума..."
    Книга историческая очень, да. После нее Киев воспринимается как-то особенно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, "Дни Турбиных" несколько раз смотрела. Поэтому и за книгу взялась ( пришло-таки время!) Но фильм больше впечатлил....

      Удалить
    2. Вот говорят, что фильм снят не по роману этому, а по пьесе "Дни Турбиных". Поэтому и воспринимается по-разному совсем.
      А Булгаков он такой разный вообще... У него и сатира желчная, и мистика-фантастика, и чистый реализм репортажный, и символизм образно-романтичный... И все в разных пропорциях перемешано в разных произведениях. Здесь вот больше реализма с символизмом. Символов красивых тут тоже много, согласись же? Абажур этот, изразцы печные, те же кремовые шторы, трава в финальной сцене, звезды вечные, которые на все это смотрят...

      Удалить
    3. Изразцы, надписи, абажур... Согласна! Но еще ощущение недоделанности романа, что ли... Вообще - я уже писала - вполне вероятно, что фильм у меня просто в памяти из того времени, когда "деревья были большими"....

      Удалить
  6. Как же я люблю эту книгу - по-моему, самая лиричная вещь у Булгакова. Я люблю за образы времени, течения жизни: старые часы, "2 билета на Аиду", разворошенный чемодан. А как здорово написано про мамин праздничный сервиз, который дети пустили на каждый день - такая настоящая жизнь, да?
    И как на самом деле непросто сохранить то, что дорого: дом, людей, собственные идеалы. Да, люблю..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня как раз к ней вот ровно... А самая любимая - это "МиМ"...

      Удалить