пятница, 23 октября 2015 г.

Эрих Мария Ремарк "На Западном фронте без перемен"



Я перечитываю Ремарка.... К чему бы это, а?...
Да, вот иногда надо возвращаться к хорошему...И повторять пройденное.
Прошло лет 30 с того времени как я впервые прочитала ее. 30 лет, представляете?... Целая жизнь! А кто-то ведь так  и  не дожил до этих тридцати....
Удивительно, что книге уже сто лет скоро. И почти все люди читали это произведение... И...Толку - ноль. Войны не прекращаются...
Рассказывать, о чем книга, нет смысла. Все и так знают. Нет в ней ничего нового. Это всё мы  проходили ещё в школе, на истории. Все знают события Первой мировой и, соответственно, знают всё то, что в книге.
И я знала о чём она. Но уж очень хотелось опять побывать в голове солдата - главного героя. Ведь когда я впервые читала - я была много младше его... А сейчас - намного старше. Разница большая в ощущениях...
Тяжёлая, сильная книга... Читать всем просто обязательно. Читать, спустя время - вспоминать. И запомнить, что все вокруг призывы к патриотизму, к героизму, о любви к своему государству - это просто лозунги. Иногда красивые, иногда завуалированно хитрые... Но всегда провоцированные кем-то. Кому это надо.
Жду каким же будет фильм новый - в 2016 году  Роджер Дональдсон обещает новый взгляд на книгу. Интересно, каким будет этот взгляд...

22 комментария:

  1. Вот до этой книги у Ремарка я еще не добралась. После "Искры жизни" боюсь. Но доберусь обязательно. Про лозунги так верно!
    А кстати, как Катя твоя к классике относится? По программе и вне ее важное читает? Или только на свой вкус? Я помню себя в ее возрасте, как не хотелось эти серьезные важные книги читать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна - Катя только нужное по программе и по внеклассному. А просто так она перечитывать не сядет всего Толстого , ибо классика. Она вообще по многим писателям возмущается "кто решил что они нужны как классики?!" Но читает много. И постоянно.
      Ремарка люблю. За его тяжёлую правду, что ли...

      Удалить
    2. Любопытно, кто из классиков особенно ее возмущает. Я в общем, с ней согласна. ))) Интересны частности. ;)

      Удалить
    3. А вот еще интересный парадокс: вот мы с тобой читаем такие книги, впечатляемся, делаем свои какие-то выводы, ну а другой человек прочтет - и найдет в них совершенно противоположное или вообще забракует Ремарка как писателя. Есть все-таки у людей какая-то то ли врожденная, то ли выработанная предрасположенность к определенным взглядам, стратегиям поведения... Вот, к примеру, та же социальная реклама в самом жестком виде (знаешь, бывают такие образцы), на мой взгляд, чаще всего бьет не туда, куда нужно: впечатлительные, которые и так осторожны и внимательны по жизни, потом ночи не спят, переживают, а тем, на кого она как бы нацелена, как об стенку горохом - или не заметят вообще, или посмеются, или еще как вариант, на свой счет ни за что не примут. Вот и книги так. Те, кто действительно что-то решает, в этих книгах видят одни сопли, а особо падкие на лозунги и призывы все равно найдут даже в этой книге что-то другое к их идеям ближе притянутое. Вот парадокс, да, но сколько встречается людей, упоенно рассуждающих о человеколюбии, о ценности жизни, об ужасах войн и т.п. и тут же легко и с готовностью поднимающихся на травлю. И ведь никакого противоречия не видят! Мне лично страшно становится временами от тараканов, что в некоторых головах живут. Не так далеко человек оторвался от животного мира, как нам бы всем хотелось думать.

      Удалить
  2. Я тоже стала перечитывать произведения Ремарка.Одна из любимейших "Три товарища". Читала в 12 лет и в 32. Разница восприятия большая.Хотя концовку я прекрасна знала,но до конца книги почему-то верила в другой исход. Думала,что тогда я ошиблась и спутала с другой историей,что она будет жить....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо.
      Про концовку - о, да. Тут я знала что "всеумрут", и поэтому так хотелось другого конца... И так тяжко читались последние страницы

      Удалить
  3. Галя, война - это такое завуалированное кому-то надо, что экономическая подоплека будет всегда более на руку тем, кто эти войны развязывает, что говорить о жизнях каких-то мелких букашек в игре политических воротил... Помню я в школе "Матерь человеческая" перечитывала, такое сильное на меня впечатление эта книга произвела...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, я помню впечатление от "Матери" - я фильм смотрела. С бабушкой вместе. Вместе плакали...Книгу так и не взялась читать...
      Войны нужны кому-то постоянно, но удивляет масса людей, которая идёт на эти войны...

      Удалить
    2. Вот именно что "масса" и идет на войны...

      Удалить
    3. Массу не переубедить и не остановить...

      Удалить
  4. А я больше всего люблю "Триумфальную арку", мне почему-то кажется, что это про любовь к жизни. "Три товарища" и вот это "западный фронт" находятся как бы на разных полюсах, насколько легка первая книга, и тяжела (для моей психики )) вторая. Вот тот кусочек про лозунги.. именно поэтому.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена - я всего Ремарка люблю. "Арку" перечитываю, она у меня в бумаге, в шкафу книжном в первом ряду....

      Удалить
    2. Я тоже. но всегда - по одной книге, не подряд ))

      Удалить
    3. А мне "Арка" слишком уж высокопарной показалась. Может, не доросла еще... Хотя есть и там очень впечатлившие моменты. Для меня "Жизнь взаймы" про любовь к жизни. ))

      Удалить
  5. Читала и 30 лет назад, и 20...сегодня, наверное, не буду...сегодня другое настроение...
    Обожаю!!!
    Читать всем!!!
    Маруся, спасибо за напоминание...
    Как же ты умеешь свои мысли от прочитанного передать легко...очень нравится!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля - мне кажется что слишком легко я это всё передаю... Хотелось бы более умнО и со смыслом. Но я так не умею. Поэтому "имеем то, что имеем"(с)

      Удалить
  6. Люблю. Это абсолютно мой и понятный в любом возрасте писатель.

    ОтветитьУдалить
  7. А я очень люблю "Возлюби ближнего своего". Мне кажется более безысходной, что ли, книги и нет больше... Но вопреки всему и более жизнелюбивой)))) Муж, тогда еще просто друг, лет 25 тому назад дал почитать стопку книг Ремарка. С тех пор эти книги, изрядно потрепанные, живут на самой доступной нашей книжной полке. Люблю. Нет, не так! Любим! Читаем и рекомендуем всем!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Наташа. Жизнелюбивая и безысходная. Это о многих книгах Ремарка.

      Удалить
  8. Хорошо написала - хочется прочитать!

    ОтветитьУдалить